Ожидаемые результаты стратегии «Фарма-2020» – увеличение доли лекарств отечественного производства к 2020 году до 50% в денежном выражении, в том числе не менее 85% препаратов из перечня стратегически значимых лекарственных средств.
Вопрос о запрете импорта иностранных лекарственных средств и медицинских препаратов находится в центре дискуссий в течение последних месяцев. В начале сентября президент РФ Владимир Путин заявил, что запрета на импорт лекарственных препаратов не будет. В то же время глава государства призвал к 2018 году довести долю продаваемых на территории России отечественных препаратов до 90%.
Что изменилось с 1 сентября?
Заявление президента не стало неожиданностью. Еще в 2008 году в России была представлена государственная стратегия по развитию фармацевтической промышленности под названием «Фарма-2020». Ожидаемые результаты этой стратегии – увеличение доли лекарств отечественного производства к 2020 году до 50% в денежном выражении, в том числе не менее 85% препаратов из перечня стратегически значимых лекарственных средств. Что это означает для работающих в России иностранных компаний?
Локализация как необходимость
«Если компания хочет остаться на российском рынке, то ей нужно локализовать свое производство», – утверждает директор НП «Центр социальной экономики» Давид Мелик-Гусейнов. Он объясняет это тем, что около 40% российской фармацевтической продукции производится для государственного сектора – больниц, госкомпаний и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), а государство постановило, что при осуществлении госзакупок преференции будут отдаваться препаратам, произведенным в России.
До недавнего времени иностранные фармкомпании в рамках локализации производства могли ограничиться упаковкой лекарств. Однако согласно проекту постановления, который в настоящее время проходит общественное обсуждение в правительстве, препарат, произведенный за границей, но упакованный в России, с 1 января 2016 года не будет считаться отечественным. Таким образом, иностранным фармкомпаниям, желающим остаться на российском рынке, придется предпринять больше усилий по локализации.
«Большинство западных компаний уже давно активно работают в этом направлении и добились серьезных успехов: это строительство собственных заводов, покупка существующих предприятий, а также контрактное производство и передача технологий», – рассказал L’Economika генеральный директор компании Pfizer в России Данил Блинов.
Кластеры и другие способы локализации
В помощь российским и иностранным фармкомпаниям в рамках стратегии Фарма-2020 в ряде российских регионов, в частности в Ярославской, Калужской, Ленинградской, Томской, Новосибирской, Свердловской и Московской областях, за последние годы были созданы специальные фармацевтические кластеры. Данные кластеры получают государственную поддержку на развитие собственной инфраструктуры. Там уже локализовались такие ведущие международные фармацевтические компании, как Astra Zeneca, Novo Nordisk, Teva и Berlin-Chemie.
«В качестве примера успешных кластеров мы приводим Ярославль и Калугу. Калужский фармацевтический кластер – это уникальный случай. Там не было фармпромышленности, все создавалось с нуля. Сейчас же это поселок с развитой инфраструктурой, где есть даже своя школа и детский сад», – отмечает генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев.
Калужский кластер, по словам Дмитриева, уже полностью заполнен. В то же время другие российские регионы, на территории которых еще не было создано кластеров, также выражают инициативу по привлечению на свою территорию иностранных компаний и, по словам Дмитриева, предлагают различные налоговые льготы. Кроме того, помимо непосредственно строительства завода, еще одним способом локализации может стать заключение партнерства с российской фармацевтической компанией.
Примером может служить трехстороннее соглашение между Кировской областью, немецкой компанией Merck и молодой российской компанией «Нанолек». Стороны подписали соглашение о начале производства препаратов для лечения сахарного диабета, артериальной гипертензии и сердечной недостаточности на заводе «Нанолек» в Кировской области. В рамках подписанного соглашения Merck передаст компании «Нанолек» технологию производства данных препаратов.
Отрасль, созданная с нуля
«Российская фармацевтическая отрасль довольно нова, и благодаря сотрудничеству с крупными международными игроками молодые российские компании, созданные в последние годы, получают трансфер технологий и увеличивают свой потенциал для развития», – говорит директор Merck Serono в России и странах СНГ Роджер Янссенс.
«Россия унаследовала от СССР полное отсутствие фарминфраструктуры, так как в рамках существовавшего с 1949 по 1991 год Совета экономической взаимопомощи подавляющее большинство мощностей по производству лекарственных средств располагалось в странах Восточной Европы», – поясняет генеральный директор компании Ferring в России Кирилл Литовченко.
По его словам, за последние пять лет в России стали появляться компании с частным капиталом, подобно «Фармстандарту» и «Р-Фарм», которые обладают довольно существенной базой для развития. «Но эти компании не могут за один-два года, подобно западным корпорациям, создать собственную базу для R&D (Research and Development), они и так развиваются быстрыми темпами», – утверждает Литовченко.
Одна из проблем в развитии российской фармацевтической отрасли – отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров. Для решения этой проблемы были задействованы местные учебные заведения, например, Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия и Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова. В Ярославле на базе промышленно-экономического колледжа были созданы учебные группы для подготовки специалистов для ярославского фармацевтического кластера. Кроме того, по словам Виктора Дмитриева, в рамках стратегии Фарма-2020 идет привлечение в отрасль иностранных специалистов, а также российских специалистов, которые покинули страну в 1990-е годы.
Что дальше?
Вместе с тем опрошенные эксперты утверждают, что у российских лекарственных препаратов есть потенциал не только для распространения в России и странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), но и за рубежом. Минпромторг считает приоритетным направлением для экспорта российских лекарственных препаратов страны БРИКС. «Эти рынки являются самыми быстрорастущими. На них интереснее всего выходить как с точки зрения динамики, так и с точки зрения регуляторики», – рассказал начальник отдела развития фармацевтической отрасли в Минпромторге Алексей Алехин.
При этом Виктор Дмитриев отмечает, что Юго-Восточная Азия и Латинская Америка – лишь первые шаги для выхода российских фармацевтических компаний на мировой рынок. Следующий этап – страны Европы. В то же время Дмитриев признает, что на новые рынки российским компаниям необходимо выходить не с дженериками (дешевыми аналогами дорогих лекарств), а с новыми препаратами. «Главное, чтобы они доказали свою эффективность», – подчеркивает он.
Источник: http://www.lecourrierderussie.com/2015/10/farma-2020-novyiy-etap-razvitiya-rossiyskoy-farmatsevtiki/